Роль игры в развитии ребенка

Роль игры в развитии ребенка

Для ребенка вся жизнь – это игра, с элементами опасности, риска, веселья и любопытства. Некоторые родители полагают, что играть – значит попусту тратить время, не занимаясь ничем полезным, тогда как именно в игровой форме у малыша происходит познание мира. Для детей игра представляет собой то же самое, что для взрослых работа или учеба, поэтому обесценивать столь важное для психологии и воспитания явление не стоит.

Важность игры

Мамы и папы воспринимают игру как нечто забавное и несерьезное, руководствуясь мыслью «чем бы дитя не тешилось» и радуясь, что их дочь или сын не требует к себе внимания. Между тем, через игру происходит адаптация малыша к среде, обыгрывание взрослых моделей поведения. Девочки, играющие в куклы, репетируют роль мам, мальчики, стреляющие из палок во дворе, воображая их бластерами, подсознательно выбирают стереотипно мужские занятия – война, защита.

Когда начинается возраст детского сада, через игровые ситуации малыши учатся коммуницировать с себе подобными, договариваться о правилах, соблюдать их, принимать поражение и делиться.

Важность игры
Важность игры

Во что играют дошкольники?

Игры, которые нравятся детям дошкольного возраста, можно разделить на три категории.

  • Подвижные активности

Это коллективная беготня, мяч, прыжки на скакалке, догонялки, прятки. Во время групповых занятий дети учатся взаимодействовать с ровесниками, соблюдать правила игры, проигрывать и выигрывать, смиряться с необходимостью слушаться капитана команды, принимать самостоятельные и совместные решения.

  • Пассивные: образовательные и развлекательные

В эту группу входят всевозможные викторины, настольные игры, лото, пирамидки, раскраски, машинки. Обычно эти занятия направлены на развитие мелкой моторики, логики, творческого мышления, наблюдательности и внимательности. По приверженности или отрицанию таких игр можно судить об усидчивости дошкольника.

  • Ролевые игры

В таких играх ребенок принимает на себя определенную роль, присущую взрослым. Например, игра в дочки-матери воспроизводит реальную жизненную ситуацию. Вы замечали, что девочка не хочет играть ребенка, то есть саму себя? Она хочет быть мамой, а ребенком назначает обычно или кого-то из младших, или даже одного из родителей. Мальчик воображает себя спасателем, пиратом, моряком, бизнесменом.

Ролевые игры
Ролевые игры

Нравится деткам игра в школу, особенно если мама не раз рассказывала, что через год-два они отправятся в первый класс учиться. Если ребенок начинает играть в школьника и демонстрирует усидчивость, вероятно, он почти готов начинать учебу.

Особенность ролевой игры в том, что малыш воспроизводит взрослые модели. С ранних лет ребенок учится под чутким руководством семьи обслуживать свои потребности – ходить на горшок, умываться, мыть руки, кушать, убирать игрушки, а также помогать маме и папе. Наблюдая за старшими, маленький человечек обучается гигиене и бытовым обязанностям, повторяя за членами семьи. Девочка может крутиться у зеркала и причмокивать губами, как делает мама, крася губы. Мальчик – интересоваться папиной пеной для бритья или компьютером. Такое подражание – важный этап социализации.

Как помочь ребенку играть?

Иногда кажется, что сыну или дочери не нужна помощь – они сами играют, придумывают сюжеты и не требуют внимания, но на самом деле мама и папа могут помочь: в первые месяцы именно они показывали младенцу, по какому принципу гремит погремушка, чуть позже – как везти колясочку с куклой или разворачивать игрушечный погрузчик, забуксовавший перед ковром. Дети быстро схватывают, и если чувствуют вашу поддержку, то и в будущем будут просить совета и наблюдать за вашими действиями как априори верными.

Сначала дети копируют то, что происходит в семье – поведение мамы, папы, бабушки, няни. Подрастая, детсадовец видит многообразие профессий (в реальности и в мультфильмах) и начинает изображать кассира, доктора, полицейского, пожарного.

Как помочь ребенку играть
Как помочь ребенку играть

К трем годам ребенок уже четко отвечает, кому он подражает. Например, читает книгу, как папа, или готовит кашу, как бабушка. Героями действий становятся игрушки, которые являются отражением самого ребенка. Некоторые замкнутые дети не делятся с мамой тем, что происходит в садике или что их тревожит, зато охотно рассказывают о том, с какими проблемами столкнулся его медвежонок или слон. Нужно понимать, что таким образом он говорит о знакомых ему переживаниях, о своем опыте.

Чтобы научить ребенка какому-то действию, необязательно давить на него и постоянно повторять одно и то же. Перейдите из мира взрослых в мир детей и в игровой форме объясните, что от ребенка хотите.

Важно не пытаться сделать из дошкольника целиком самостоятельного человека: сам оденься, сам поешь, сам играй и сам спать ложись. Дайте ему догулять детство, помогите в игре, предложите идею, научите, поддержите, если что-то не выходит. Но и не опекайте чрезмерно – ребенок должен ощущать простор для фантазии, сам решать возникающие трудности, подключая смекалку. Дети, которые не могут играть в одиночестве и постоянно просят родителей составить им компанию, проходят путь к самостоятельности сложнее сверстников, которые умеют себя развлечь.

Перейдите из мира взрослых в мир детей
Перейдите из мира взрослых в мир детей

Становление и интеграция в мир взрослых

Детей привлекают атрибуты взрослости – именно поэтому мальчики завороженно смотрят на отцовскую дрель, а девочки крадут у мамы помаду. Желание делать все «как взрослый» – это хороший знак готовности к самостоятельности, которую нужно поощрять. Например, если дочка просит помыть посуду, разрешите ей (потом перемоете тайком, если у нее получилось неидеально) и обязательно похвалите, скажите спасибо за помощь и ни в коем случае не обесценивайте ее труд.

Иногда можно сымитировать помощь: папа держит молоток, а сын держит папу, как будто без него это действие было бы невозможным. Приглашайте детей вместе замешивать тесто, складывать одежду после стирки, пылесосить. Если они делают это с удовольствием и чувствую свою важность, то с ними и в старшей школе проблем с помощью по дому у вас не будет.